2934. В сегодняшней газете «Метро»

я увидел заголовок на первой странице: «Московские ученые запустят самолет на Марс», однако пока не нашел текстовую версию газеты

Вот скан:

Оказалось, что это не единственная публикация по проблеме:

В МАИ разрабатывают самолет для исследования Марса


В МАИ разрабатывают самолет для исследования Марса фото пресс-службы МАИ

6 февраля 2023 г., AviaStat.ru – Ученые Московского авиационного института разрабатывают беспилотный самолет для исследования Марса. Работы ведутся специалистами института № 1 «Авиационная техника» совместно с коллегами из Индии. Об этом сообщает AVIA.RU.

«Идею создания аппарата предложил доцент кафедры 101  «Проектирование и сертификация авиационной техники» МАИ Джахид Гуереш. Она появилась после того, как первый полет американского вертолета Ingenuity на Марсе открыл совершенно новую эпоху в исследовании других планет, — рассказывает соавтор проекта, старший преподаватель института № 1 «Авиационная техника» МАИ Елена Карпович. — Летом 2021 года мы подали заявку на грант Российского научного фонда вместе со специалистами по вычислительной гидроаэродинамике из университета технологий города Харагпур. Нашими конкурентами были более чем 300 команд из России и Индии. Одобрение получили проекты 25 из них, и мы оказались среди счастливчиков.

Беспилотный самолет имеет ряд преимуществ перед вертолетом. Самолет с фиксированным крылом может быть оснащен более легкой силовой установкой и за счет этого иметь большую грузоподъемность и дальность полета.

Сейчас ученые произвели расчет самолета нормальной схемы с силовой установкой, состоящей из воздушного винта и электродвигателя. Он сможет осуществить однократный, но длительный полет продолжительностью около 8 часов и дальностью примерно 1200–1400 км. Размах крыла самолета составит 3,2 м, а его масса — 4,3 кг. При этом беспилотник сможет взять на борт около 1 кг полезной нагрузки, а его крейсерская скорость будет не менее 42 м/с.

Также рассматривается схема конвертоплана. Такой аппарат сможет взлетать вертикально и осуществить несколько полетов. Для конвертоплана могут оказаться эффективными коробчатая схема крыла и распределенная силовая установка на базе четырех небольших винтов для создания тяги и управления. Испытания весовой модели с коробчатым крылом уже проводятся в дозвуковой аэродинамической трубе МАИ.

Алгоритм спуска капсулы с беспилотником в атмосфере Марса пока находится в работе.

«В настоящий момент я могу дать ориентировочные данные, — говорит Елена Карпович. — Ракета подлетает к орбите Марса, капсула высвобождается из головного обтекателя на высоте примерно 500 км над поверхностью и начинает спуск. На высоте 120 км скорость капсулы составляет 21 тыс. км/ч! Капсула спускается до высоты примерно 11 км, где срабатывает система, выпускающая тормозные парашюты. Они уменьшают скорость капсулы до 60 м/с, и наш аппарат выскальзывает из неё в определенном положении».

В настоящее время коллектив ведет переговоры с компанией, которая занимается проведением испытаний различного оборудования в стратосфере. На высоте 30 километров над землей плотность и давление атмосферы примерно те же, что и на поверхности Марса. Уже в конце 2024 года ученые рассчитывают испытать демонстратор в условиях, приближенных к эксплуатационным.

https://www.aex.ru/news/2023/2/6/253349/

Поговаривают, что Китай мечтает отправить на Марс гиперзвуковой беспилотник!

Китайские учёные предложили осваивать Марс с помощью гиперзвуковых беспилотников

Крайне разреженная атмосфера Марса делает сложным полёты обычных самолётов и вертолётов над Красной планетой. Крыльям и лопастям не на что опереться даже вблизи поверхности, не говоря о полётах на больших высотах. Но это открывает другую возможность — полёт на гиперзвуке, что позволит создать компактные воздушные суда для перелётов по Марсу.

 Марсианский вертолёт Ingenuity. Источник изображения: NASA

Марсианский вертолёт Ingenuity. Источник изображения: NASA

Китайские учёные, как сообщают местные источники, активно изучают возможность полётов гиперзвуковых беспилотников на Марсе. Эта задача входит в круг решений проблем гиперзвуковых полётов на Земле и в космосе. К 2035 году в Китае обещают создать гиперзвуковой самолёт для перелёта в любую точку Земли за один час, а ещё через десять лет таких самолётов (космолётов) будет целый флот с возможностью полётов на околоземную орбиту.

Двухлопастной вертолёт Ingenuity NASA может пролетать несколько сотен метров за раз. Его лопасти вращаются с огромной скоростью — без малого 3000 об/мин. Для более масштабного летающего объекта может оказаться сложным и даже невозможным создать лопастную систему с подобной скоростью вращения. Но гиперзвуковое воздушное судно уже нацелено на движение в разреженном воздухе и атмосфера Марса в этом отношении — это его стихия.

Например, по расчётам китайских учёных, 500-кг гиперзвуковой дрон, половину веса которого будет составлять топливо, сможет передвигаться в атмосфере Марса со скоростью в пять раз превышающей скорость звука на дальность до 1000 км. Высота полёта должна составить порядка 5000 м, поскольку на Марсе горы выше, чем на Земле.

Интересен вопрос топлива. Практически полностью состоящая из углекислого газа атмосфера Марса (96 %) не позволит проходить обычным окислительным процессам в сжиженном топливе. Горения, как в атмосфере Земли, не будет. Но в углекислом газе хорошо горят некоторые металлы, например, магний. Магний в качестве топлива для двигателей на Марсе предложили специалисты из Японии. Сделано это было в 80-х годах прошлого века, а в 2016 году инженеры NASA разработали ракетный двигатель на магнии для мягкой посадки на поверхность планеты.

Для эффективности магниевого двигателя китайские специалисты предлагают использовать две последовательные камеры сгорания, что решит проблему малой тяги таких двигателей. На первых порах освоения Марса магний можно будет завозить с Земли, а затем воспользоваться местными разработками. Сегодня все эти планы представляются фантастическими, но лет через 30 они могут воплотиться в жизнь. Технически это осуществимо, необходимы лишь деньги и воля довести дело до конца. Всего этого у китайцев в избытке, а успешная посадка первого китайского марсохода с первой попытки лишь подтверждает резко возросшее качество космонавтики Поднебесной.

https://3dnews.ru/1049074/kitayskie-uchyonie-predlogili-osvaivat-mars-s-pomoshchyu-giperzvukovih-bespilotnikov

Добавить комментарий