2818. Самые выгодные ракеты — это мои универсальные моноблоки

Профессиональный советский пропагандист, ученый и изобретатель Владимир Денисов считает

Вместо серийного производства предложенных мною средств спасения всего живого на Земле и перехода Землян к эпохе космической цивилизации, многоразовых универсальных моноблочных космических кораблей, империалисты продолжают пичкать потребительское общество враньем и зомбирующей потребительской рекламой, разжигающей жадность Землян и безразличие к насущным проблемам нашей крохотной планеты, на которой мы все, как в одном межпланетном корабле.

Даешь Конституции СССР и РСФСР назад! https://vk.com/video31451491_456239242

В начале 90-х мною в кампании основанного гениальным конструктором Мясищевым В.М., головного Конструкторского Бюро Государственного Космического НПЦ были предложены технологии и получен патент РФ на приземление первой ступени Протона на посадочную площадку. Однако русские спекулянты и шпана открыли американцам ворота на секретные заводы и все продали в США и Илон Маск реализовал русские, в том числе мои разработки.

https://ok.ru/video/4177306063227?fromTime=6

При этом журналюги еще тормозят под дудку Запада создание многоразовой и долговечной техники в СССР, который легитимен, в соответствии со Всесоюзным референдумом. И жлобы, не желающие принимать обратно батарейки, аккумуляторы, бутылки… по залоговой цене, порождают мультимегатонный остров мусора в Тихом океане. Подозреваю, что пластиковая молочная бутылка стоит дороже стеклянной, однако стеклянные брали обратно на обмен в магазине за 15 копеек (это сейчас более 30 рублей), а пластиковую мы выбрасываем на помойку, не получая ничего. Это благодаря внедренному разделению выгодоприобретателей между частником и государством, когда выгоду получает частник, а убытки несет государство.

Действительно ли выгодны многоразовые ступени ракет-носителей?

В этом году SpaceX запустили уже 45 миссий (из 48-ми) на ранее летавших ускорителях (93% от общего количества).

SpaceX продолжают лидировать на мировом рынке космических запусков в третьем квартале 2022 года. Пока американской компании дышит в затылок только Китай с 46-ю запусками (включая частные компании страны).

Но вот, что интересно: несмотря даже на то, что и Роскосмос всё чаще говорит о создании ракет-носителей (РН) с многоразовыми ступенями, по-прежнему есть очень много людей, отрицающих тот факт, что это выгодно, и именно в многоразовости будущее космонавтики.

Действительно ли выгодны многоразовые ступени ракет-носителей?, изображение №1

Более того, это касается далеко не только наших соотечественников. С тех пор, как SpaceX начала повторно использовать свои бустеры, представители всех самых крупных подрядчиков начали проводить собственные аналитические исследования «экономики многоразовости».

К примеру, United Launch Alliance, пожалуй, основной конкурент SpaceX, провела собственный анализ, по результатам которого сделан вывод о том, что повторное использование окупается только в том случае, если каждая произведённая ракета-носитель совершит не менее десяти пусков.

Помимо этого, делается вполне очевидный вывод о том, что одноразовая ракета-носитель имеет более высокую грузоподъёмность, так как ей не нужно резервировать часть топлива для посадки. К тому же, многоразовому бустеру требуется более прочный корпус, посадочные опоры, решётчатые рули и другое оборудование, которое увеличивает общую массу РН, что, в свою очередь, ещё больше снижает максимальную грузоподъёмность.

Собственно, у SpaceX сегодня уже шесть бустеров, совершивших минимум десять пусков, но Маск и с этой оценкой был не согласен.

Действительно ли выгодны многоразовые ступени ракет-носителей?, изображение №2

Он говорил, что, хотя повторное использование Falcon 9 снижает максимальную грузоподъёмность менее чем на 40%, восстановление и модернизация ракеты-носителя составляют менее 10% от общих затрат. В результате после двух запусков общие стоимость и грузоподъёмность примерно сопоставимы с одним запуском одноразовой ракеты. И если будет осуществлено хотя бы три пуска с одним бустером, экономия будет неоспоримой. Рассуждения логичные, но проверить их сложно.

Про деньги

Надо, конечно, понимать, что частная компания не раскрывает всех нюансов своего финансового положения. Тем не менее, данные для анализа есть. Этим и предлагаю нам с вами заняться.

Во-первых, есть смысл сказать, что нет какого-то очевидного предела по количеству запусков одной ступени. На данный момент максимум составляет 14 раз и эти ступени по-прежнему не списаны.

Пару лет назад Илон Маск раскрыл предельную стоимость запуска повторно используемой РН Falcon 9 в интервью на Aviation Week 2020 года. Под предельными затратами понимаются затраты, связанные исключительно с повторным запуском РН Falcon 9 после того, как её первая миссия уже выполнена и оплачена.

Так вот, по словам Маска, предельные затраты на повторный запуск Falcon 9 тогда составляли всего около 15 миллионов долларов, из которых, на минуточку, 10 миллионов долларов требуются на изготовление новой верхней ступени.

Оставшиеся 5 миллионов долларов включают затраты на восстановление обтекателей, гелий, топливо и, собственно, восстановление бустера. По словам Маска, стоимость восстановления первой ступени составляла два года назад всего 250 000 долларов.

Попробуем понять, почему так немного.

Двигатели

Ракетные двигатели Merlin 1D (слева) и Raptor (справа). Фото: @brandondeyoung.
Ракетные двигатели Merlin 1D (слева) и Raptor (справа). Фото: @brandondeyoung.

Маск говорил, что бывают случаи не только ремонта, но и замены одно-двух движков на новые. Очевидно, что тут цена должна подскакивать.

Мраком окутана и тайна того, как часто вообще нужно ремонтировать «Мерлины». Надо понимать, что ресурс свой они вырабатывают не очень равномерно, так как три из девяти двигателей на бустере повторно включаются в процессе посадки.

Правда, SpaceX уже довольно давно крайне редко проводит прожиги уже летавших ступеней перед запусками, так что, судя по всему, ремонт и тем более замена двигателей время от времени не сильно сказываются на средней стоимости восстановления использованного бустера.

Баки

Топливные баки, как мы знаем, занимают наибольший объём конструкции первой ступени Falcon 9. Известно, что SpaceX проводит рентгеноскопию между запусками, чтобы проверить сварные швы, отыскать трещины или другие дефекты.

Нет точной информации, как часто они ремонтируются, но, судя по словам Маска, и тех, кто следит за всем, что происходит внутри предприятий SpaceX, это происходит максимально редко.

Головные обтекатели

С ними история довольно интересная. Судя по всему, спустя год регулярного спасения головных обтекателей, SpaceX начинают переходить на выборочный возврат, что взбудоражило определённую общественность.

Сама программа по повторному использованию створок головных обтекателей разрабатывалась компанией в течение многих лет, благодаря чему они регулярно участвуют в нескольких миссиях (текущий подтверждённый рекорд полётов для створок составляет 6 использований. Правда, по данным с форума NSF, для одной из створок, участвовавших в миссии Starlink-4.25, этот полёт был седьмым).

Действительно ли выгодны многоразовые ступени ракет-носителей?, изображение №4

За всё время, уже 123 раза в 63 миссиях створки головного обтекателя были использованы повторно. Компания повторно запускала хотя бы одну створку в 84% своих грузовых миссий.

Тем не менее, любителей рассказать о том, насколько это невыгодно ещё больше, чем когда речь заходит о бустерах.

Сначала SpaceX пыталась ловить створки сетями с помощью судов Ms. Tree и Ms. Chief, затем добилась значительного прогресса в извлечении их из воды.

Те, кто следит за деятельностью компании, заметили, что в июле, после запуска миссии Starlink-4.25, во время которой, возможно, одна из створок и использовалась в седьмой раз, попытка их возврата даже не предпринималась, а в 22 октября, после запуска миссии Starlink-4.36, Bob вернулся в порт Канаверал с одной створкой головного обтекателя.

Тут-то снова и пробудились те, кто считает это невыгодным, и начали говорить, что и «в SpaceX это тоже осознали».

Точного ответа на вопрос о том, почему это происходит, пока нет, но специалисты предположили следующее: возможно, SpaceX к этому лету накопила достаточно створок головных обтекателей, благодаря успеху программы их возврата, и они стали занимать слишком много места на складах.

Помимо прочего, в компании могли прийти к выводу, что срок использования некоторых створок подошёл к критическому уровню, из-за чего возращать их не имеет смысла. То есть, когда компания не возвращает в очередной раз используемые створки, она, возможно, просто утилизирует их.

Программа развивается

Уже пару месяцев в компании активно занимаются модернизацией системы извлечения створок из воды, проводя регулярные тренировки и тесты с помощью кранов своих судов. В новой системе используются надувные конструкции с натянутой между ними сетью.

В общем, от спасения створок головных обтекателей SpaceX точно не отказывается.

Итог

Компания, лидирующая по космическим запускам во всём мире, продолжает развивать программу повторного использования всех частей ракеты-носителя, каких только можно, но самые упёртые (а, возможно, и упоротые) продолжают отрицать её эффективность.

Так как SpaceX является первопроходцем в этом деле, нас ждёт ещё много интересных данных. К примеру, некоторые эксперты говорят, что 10 пусков — это начальный цикл запусков без капремонта ступени. Пока о капремонтах бустеров Falcon 9 не сообщалось, а Маск говорил, что с ними ресурс ступени увеличивается до более 100 полётов.

Одной из самых сложных процедур, пожалуй, будет чистка турбонасосных агрегатов всех девяти «Мерлинов» из-за того, что они керосиновые. Зато для метановых «Рапторов» этот процесс значительно проще, а запуск Starship, уверен, ждут все, включая хейтеров. Просто ожидания у нас разные.

Что ж, остаётся следить за развитием компании. А вас, друзья, прошу высказывать своё мнение по поводу многоразовости. Не зря же говорится. что в споре рождается истина.

https://vk.com/@scikit-deistvitelno-li-vygodny-mnogorazovye-stupeni-raket-nositelei

Одна мысль про “2818. Самые выгодные ракеты — это мои универсальные моноблоки”

  1. А голь на выдумки хитра:
    В Индии хищных птиц начали использовать для борьбы с дронами, А также как устройство слежения.
    https://news.mail.ru/society/54132895/?frommail=10
    Ученые создали самый маленький организм в мире — он двигается
    https://hi-tech.mail.ru/news/60841-uchenye-sozdali-samyy-malenkiy-organizm-v-mire-on-dvigaetsya/?frommail=2

Добавить комментарий