2381. Грех, вина, стыд и совесть

Владимир Денисов — Космический спасатель

Тормоза войн

Предлагаю Вам учебный материал, который позволит Вам разобраться в себе, своих чувствах и бытии своего окружения

Семь смертных грехов, или Психология порока [для верующих и неверующих]
Щербатых Юрий Викторович

«Лучше самому согрешить, чем завидовать удовольствию, которое получают от своих прегрешений другие». Эдуард Севрус

Посмотрите на сытые, безразличные лица членов Государственной думы, слушающих вопль о разграблении России.

https://zen.yandex.ru/video/watch/62283898e9a0a334b9698390

https://zen.yandex.ru/video/watch/621dd6b38da1855a96c75d82

Грех, вина, стыд и совесть

Грех, вина, стыд и совесть

Вина и стыд – это чувства человека, его переживания, а совесть – скорее некий механизм, регламентирующий и контролирующий его поведение. Когда же мы говорим о «муках совести», то имеем в виду чувства стыда, вины или раскаяния.

Сначала обратимся к первым двум понятиям – стыду и чувству вины, и постараемся понять, чем, при всем их сходстве, они отличаются друг от друга. Чувства стыда и вины часто путают, хотя бы потому, что человек может их испытывать одновременно. Есть люди более склонные испытывать чувство стыда, другие – вины. Одни чувствуют стыд, другие вину, третьи и то и другое в одних и тех же ситуациях. Отличия этих двух чувств даны в таблице:

Если вы не можете точно определить, что вы чувствуете, используйте эту таблицу в качестве своеобразного теста, отметив те пункты, которые больше подходят вашим мыслям и переживаниям. Тот столбец, где будет больше совпадений, и укажет искомое чувство.

Совесть – это внутренний страж, цензор, то, что проверяет твои мысли и поступки на соответствие с моральными нормами. Согласно толковому словарю Ушакова, «совесть – внутренняя оценка, внутреннее сознание моральности своих поступков, чувство нравственной ответственности за свое поведение». В энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона дано несколько иное определение этого психического явления: «Совесть – нравственное сознание человека, выражающееся в оценке собственных и чужих поступков, на основании определенного критерия добра и зла».

Можно найти общее у этих определений: оба они признают, что совесть является нравственным сознанием человека, которое определяет его способность различать добро и зло и побуждающее человека делать осознанный выбор в пользу добра.

С точки зрения религии наличие совести свидетельствует о Боге Творце, который при создании человека сотворил его по своему образу и подобию, вложив в его сердце Закон. Однако первородный грех испортил Божий образ и подобие в человеке. Испорченная грехом совесть перестала быть стандартом нравственности, а омраченный страстями после грехопадения человек перестал слышать голос совести. Поэтому и возникла необходимость в письменном Законе, при помощи которого Господь начал исправлять испорченную совесть людей.

Интересно, что слово «совесть» ни разу не используется в Ветхом Завете, однако само понятие о совести в нем присутствует, правда в виде «Страха Господня». Получается, что единственная причина поступать хорошо – это бояться Бога, который строго наказывает за проступки. «Начало мудрости – страх Господень; разум верный у всех, исполняющих заповеди Его».[25] Если же человек понимает, что он ослушался Господа, то его охватывает очень неприятное чувство, где страх перед неотвратимым наказанием Бога смешивается с муками совести за свои преступления.

Новый Завет полагает, что страх перед Богом – не единственная причина поступать согласно нравственным понятиям. Поступками человека может управлять и совесть, которая, впрочем, может быть разной. (В Новом Завете упоминается чистая, непорочная, добрая, порочная, оскверненная и прожженная совесть.) Согласно Новому Завету, совесть может проснуться даже у «бессовестных» людей – например, у Иуды, предавшего Христа. Такой вывод можно, по крайней мере, сделать из текста Евангелия: «Тогда Иуда, предавший Его, увидев, что Он осужден, и раскаявшись, возвратил тридцать сребреников первосвященникам и старейшинам, говоря: согрешил я, предав кровь невинную. Они же сказали ему: что нам до того? смотри сам. И, бросив сребреники в храме, он вышел, пошел и удавился».[26]

Другой пример – голос совести, который заговорил у фарисеев, пытавшихся подловить Иисуса в случае с блудницей. Они предложили ему решить судьбу женщины, предавшеюся греху, полагая, что любой ответ Христа подорвет его авторитет. Если он согласится с законом Моисея и посоветует побить ее камнями, то отречется от собственного милосердия и принципа всепрощения, а если предложит простить ее, то проявит себя сторонником порока.

«Тут книжники и фарисеи привели к Нему женщину, взятую в прелюбодеянии, и, поставив ее посреди, сказали Ему: Учитель! эта женщина взята в прелюбодеянии; а Моисей в законе заповедал нам побивать таких камнями: Ты что скажешь? Говорили же это, искушая Его, чтобы найти что-нибудь к обвинению Его. Но Иисус, наклонившись низко, писал перстом на земле, не обращая на них внимания. Когда же продолжали спрашивать Его, Он, восклонившись, сказал им: кто из вас без греха, первый брось на нее камень. И опять, наклонившись низко, писал на земле. Они же, услышав то и будучи обличаемы совестью, стали уходить один за другим, начиная от старших до последних; и остался один Иисус и женщина, стоящая посреди».[27]

Чистая совесть является источником внутренней радости и покоя, отсутствие которых негативно сказывается на психическом и физическом здоровье человека. Иногда муки совести настолько нестерпимы, что люди идут на самоубийство, потому что не могут больше жить, терзаемыми чувством стыда, вины и осуждения. Согласно церковным представлениям, смерть не в состоянии избавить их от угрызений совести, так как своим самоубийством люди обрекают себя на вечные муки в aду, где они подвергнутся вечным терзаниям совести за свои ошибки неправильные поступки, совершенные при жизни.

Ю. Карольсфельд. Иисус и грешница

https://psy.wikireading.ru/3499

Читайте также

Совесть

Совесть – категория этики, характеризующая способность осуществлять моральный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков.Две зарисовки из жизни (одна

Вина и стыд

Вина и стыд Важно различать эти понятия. Если в вине мы можем быть виноватыми перед родителями, детьми, к которым испытываем привязанность и с которыми идентифицируем себя, считая для себя значимыми их ожидания относительно нас, то в стыде, можно сказать, я виноват перед

4.3. Вина и стыд как механизмы, социального контроля

4.3. Вина и стыд как механизмы, социального контроля Среди регуляторов социотипического поведения большую роль играют нравственные нормы, т.е. системы представлений о правильном и неправильном поведении, требующие выполнения одних действий и запрещающие другие. Ранее мы

Стыд и грех: райский сад

Стыд и грех: райский сад Рисуя историю Адама и Евы, Мильтон сосредоточивается на зависти, гневе и разрушительной силе Сатаны, чья непокорность позволяет ему занять высшее место в профанном и чье сознание своего стыда и поражения является составной частью его бесконечной

Стыд, вина

Стыд, вина «Не знаю, почему, но испытываю чувство стыда, неловкости, идя по улице со своим мужем. Я редко хожу с ним, когда он в состоянии опьянения, но это бывает. И тогда мне кажется, на меня смотрят не только люди, но и деревья, цветы, трава».Другая моя знакомая испытывает

Стыд и вина

Стыд и вина Мы привыкли объединять вину и стыд, не различая их. Классический психоанализ преимущественно имеет дело с виной; вина, связанная с сексом, была самым частым источником невроза среди пациентов Фрейда. До недавнего времени мало психиатрической литературы

Смущение, вина, унижение и стыд

Смущение, вина, унижение и стыд Одна из причин, по которым о стыде так сложно говорить, лежит на поверхности: терминологическая путаница. Мы часто путаем такие понятия, как «смущение», «вина», «унижение» и «стыд». Не задумываясь, шепчем: «Это было так унизительно!» – выходя

Верование № 9 Вина и стыд очень полезны

Верование № 9 Вина и стыд очень полезны В то воскресное утро пастор Гленн сразу перешел к делу.— Берегитесь гуманистического подхода к вине, — предостерег он паству. — Чувство вины возникает оттого, что мы и впрямь в чем–то провинились. Прислушайтесь к этому ощущению.

Стыд и вина как внутреннее осуждение

Стыд и вина как внутреннее осуждение Исследуем сначала концепции вины и стыда, а затем разберемся в сложившейся вокруг них

Верование № 9 Вина и стыд очень полезны

Верование № 9 Вина и стыд очень полезны 1. Чувство собственной греховности нисколько не противоречит Библии (см. Исайя 6:5), однако вина и стыд совсем не всегда хороши для нас и полезны для духовного роста.— Какую ценность вы видите в остром ощущении своего греха?— Обычно

Пробуждать совесть

Пробуждать совесть – Для того чтобы преуспеть в воспитании детей, родителям прежде всего необходимо выбрать цель воспитания, к которой бы стремились их дети, – убеждает раввин Арье Кацин. – Следует направлять детей к этой цели не только словами, но и поступками, личным

Совесть

Совесть Отец! Мне рассказывали, как Ты покинул отцовский дом, потому что…Впрочем, это неважно.Ты стал рабочим типографии и вступил в партию безо всякой корысти — это была твоя искренняя вера, не фанатичная, а святая. Она и увела Тебя добровольцем на фронт.

Добавить комментарий