Владимир Денисов — советский ученый и изобретатель научит Россиян спастись от глобальной катастрофы и стать вечной космической цивилизацией, если русский мир захочет. Регистрируйтесь, и проголосуйте за меня хоть копейкой, хоть лайком, пригласите преподавать в технических ВУЗах и Университетах, пока я еще на Земле!
Лунные ракеты — продолжение 4
Эта часть совсем короткая. То, что было недосказано в третьей части. Две космические системы:
Энергия-Буран
Спейс Шаттл
Все это выглядит «верхом на ракете».
Обосновано ли?
Начнем с Бурана. Основной набор скорости осуществляется РН Энергия. Блоки первой ступени после отделения приземляются (или должны приземляться) на парашютах. Вторая ступень вместе с Бураном не добирает немного скорости до орбитальной. После отделения Буран довыводится на своих двигателях, вторая ступень тормозится и сгорает/разрушается.
Есть ли какой либо плюс в боковой подвеске бурана на РН?
По моему мнению — нет. Смещение ЦТ требует отклонение вектора тяги. Потери на управление. Полет всей системы немного «боком», то есть ось РН наклонена по отношению к вектору скорости, и набегающему потоку воздуха. Потери на аэродинамическое сопротивление. Боковая подвеска корабля увеличивает мидель и, как следствие, аэродинамическое сопротивление. Боковая подвеска корабля дает дополнительные нагрузки на корпус ракеты и утяжеляет её.
Оптимальная подвеска крылатого корабля (при вертикальном ракетном старте) — соосно, в носовой части РН.
Спираль.
Гермес
Теперь Спейс Шаттл. Здесь все еще «веселее».
Тяга ускорителей примерно по оси топливного бака — в ЦТ, если повести плоскость через продольные оси. . Тяга двигателей корабля направлена так же в ЦТ, но она меньше тяги ускорителей и направление вектора тяги, вектора скорости и продольной оси всей системы примерно совпадают. Увеличенный мидель, полет «боком» и боковой подвес (только усилие в другую сторону, нежели у Бурана) так же присутствуют.
После отделения ускорителей «перекос» системы и полет «боком» только усиливается.
Оптимальная компоновка системы крылатого корабля с подвесным баком (двигатели на корабле)
У Спейс Шаттла и Бурана есть одно, но подавляющее преимущество, перед всем другими системами — они летали. Потому, указанные мною недостатки или очень незначительны, или отсутствуют вовсе.
Здесь есть интересный момент — когда система (Спейс Шаттл с баком или Буран и вторая ступень) ложатся на разгонную траекторию — малый угол к горизонту, большой к вертикали — боковая подвеска имеет некоторый плюс в общей системе равновесия сил. Только Буран при этом «смотрит» килем вверх. а Шаттл — наоборот, вниз. Потому вот эта картинка:
скорее всего не верна. Но этот вопрос более серьезного и глубокого рассмотрения и обсуждения, со схемами полета и силами.
Мы же попробуем понять, откуда взялась схема «верхом на ракете».
Одна из основных причин — крылатая первая ступень с горизонтальным стартом, которая планировалась в большинстве многоразовых систем.
Какого либо другого взаимного расположения сложно предположить.
Хотя суборбитальная система имеет некоторое отличие и оригинальность:
Возможная версия событий.
При разработке системы Спейс Шаттл было рассмотрено много вариантов.
Возможно, один из начальных рассматривался с крылатой первой ступенью и горизонтальным стартом. То есть схема — «верхом». Затем, в последующих вариантах все элементы претерпели изменения. Один из промежуточных вариантов был очень похож на Энергия -Буран. Дальнейшая трансформация привела к той схеме Спейс Шаттла, которую мы знаем. От изначального варианта почти ничего не осталось — но схема «верхом» сохранилась.
Буран делался по мотивам Спейс Шаттла — что бы все было похоже, включая многоразовость. Возможно, у Глушко была информация о промежуточном варианте, без твердотопливных бустеров. Боковую подвеску корабля просто повторили (хотя Спираль — прямой предшественник была совсем иной).
По высоте системы — боковой подвес дает меньшую высоту. Но если посмотреть на системы соизмеримой стартовой массы:
то по сравнению с предшественниками ничего чрезмерно критичного.
А уж с последователями — ракетами Илона Маска — и подавно.
Сколько людей, столько и мнений и после драки легко кулаками махать с позиций отдельных наук и специальностей. Беда в том, что разумная материя стала развиваться однобоко вглубь отдельных специальностей и когда вы например приходите к урологу и жалуетесь на слепую кишку, он вас посылает…
Корабли о которых идет речь это комплексные интегральные решения, созданные огромным коллективом, через ряд последовательных итераций и оптимизаций. и с точки зрения узкого специалиста могут казаться не оптимальными.
То же самое происходит с моим проектом универсального моноблочного многоразового экспедиционного корабля, который оптимален именно для космических путешествий на Марс, Луну, астероиды и обратно в одну ступень без ракет! Однако узким специалистам или чиновникам он может показаться невыгодным, не оптимальным при рассмотрении его использования для решения ряда коммерческих задач в околоземном космосе. И его создание откладывается из года в год десятилетиями нашими спекулянтами — оптимизаторами.