2124. Россия — особая цивилизация и не надо в нее дерьмо бросать

Владимир Денисов — советский ученый и изобретатель научит Россиян спастись от глобальной катастрофы и стать вечной космической цивилизацией, если русский мир захочет. Регистрируйтесь, и проголосуйте за меня хоть копейкой, хоть лайком, пригласите преподавать в технических ВУЗах и Университетах или поработать в Государственной Думе, пока я еще на Земле!

Советская фантастика и её отличия от западной

30 июня7,3 тыс. прочитали

Я уважаю Гарри Гаррисона и его героев...

Я уважаю Гарри Гаррисона и его героев…

Вообще, сейчас очень многие люди говорят, что в СССР многого не было, ничего не делали, и даже фантастику писать не умели. Говорят, что «вон, в США были Гаррисон, Хайнлайн и прочие, они писали такие потрясающие вещи!». Писали, не спорю. И Хайнлайна я порой до сих пор вспоминаю добрым словом, хотя он и очень сильно не любил СССР. Но… а как писали фантастику там, в США? Нельзя сказать, что там писали её плохо – например, приключения и похождения того же Джима диГриза читались очень даже легко, хорошо и интересно. И да, можно сказать, что как раз такой фантастики в СССР и не было. Была фантастика другая. Другого типа. Более… добрая и человечная что ли… Вот о ней сейчас и поговорим.

Книги Роберта Хайнлайна - наверное лучшее, что было в жанре фантастики...
А это - "Гианэя" Мартынова. Увы, обложку нормального качества найти сложно...

Книги Роберта Хайнлайна — наверное лучшее, что было в жанре фантастики…

Вот, например, можно сравнить одно наше произведение и одно американское. От американцев может выступить… ну, хотя бы «Космический кадет» глубоко мною уважаемого Роберта Энсона Хайнлайна, от СССР – роман «Гианэя» за авторством Георгия Мартынова. Да, это, по большому счёту, разные произведения, они написаны по-разному, но у них есть общая черта – это космическая фантастика. Ну и в обоих этих произведениях есть описание будущего – как его видит автор. Думаю, что это тоже довольно важно и интересно…

Можно начать с того, как видит будущее Хайнлайн. С одной стороны, на Земле – мир. Никто ни с кем не воюет, все живут по схеме «мир-дружба-жвачка». Только вот, не совсем понятно, как там Россия поживает, так как герои романа – американцы. И мир… мир там очень и очень странный. Дело в том, что мир этот поддерживается «Патрульной службой». И как именно поддерживается? На орбитах Земли (как я понял из описания, на большом количестве таких орбит, что каждый «спутник» проходит над всей территорией земного шара) есть очень много «устройств». Переводчики просто и без затей обозвали их «бомбами», но там от именно «бомбы» почти ничего не осталось. Это именно термоядерные устройства. Как только в каком-то городе (или стране) начинаются какие-то… нехорошие настроения, туда запросто могут «уронить» такое вот устройство. Да-да, прямо с орбиты. И, как это сказано в романе – такое уже было. Среди тех, кого «выкликают» на поверках, есть такой Мартин Эрера. Как только называются фамилии его – и прочих, кто пал на службе в Патрульной Службе, кто-то из присутствующих говорит: «Я заменяю его!»… Так вот, в ходе одного из конфликтов, что возник на Земле, Эрера отправился в свой родной город, чтобы попробовать уладить всё мирным способом. Те же, с кем он отправился договариваться, решили взять его в заложники – мол, по своим бить не станут. Однако, Эрера, отправившись «вниз», приказал, чтобы удар был нанесён в любом случае, если он не отменит его, лично прибыв на корабль…

Резюмируя, можно сказать, что по Хайнлайну, мир основан на страхе. На страхе того, что будешь «возражать против США» – прилетит «подарок» на несколько мегатонн. И защититься от него не получится. Такой вот себе «мир», особенно с учётом того, что всё это дело уже применялось… В общем, не так уж и хорошо там жить, как мне кажется…

А вот в мире "Гианэи" никто ни в кого термоядерными "устройствами" не кидался...
Земля здесь - очень добрый мир...

А вот в мире «Гианэи» никто ни в кого термоядерными «устройствами» не кидался…

Что же касается мира, что описан в романе «Гианэя», то тут всё совершенно иначе. Никто ни про какую войну не говорит. На Земле мир – и, скорее всего, люди сами смогли договориться о мире. И это на самом деле очень хорошо. А над Землёй нависает угроза – и очень даже серьёзная угроза – некие «товарищи», которые нам вовсе не товарищи, родом с очень далёкой планеты, хотят устроить на Земле свою колонию. Одна беда – люди им там не нужны. И для этого они строят на Луне базу, с которой периодически стартуют два беспилотных аппарата. Аппараты эти выходят на орбиту Земли, чтобы облучать планету неким излучением… И вот с этого и начинается завязка романа. И книга на самом деле увлекает сюжетом, теми событиями, что там происходят, приключениями и тому подобными вещами. И знаете, несмотря на то что героям придётся пройти через очень многое, несмотря на то что им придётся не раз рискнуть собой – роман очень хорош. И, что самое необычное – в романе нет никакого насилия, нет никакой жестокости и прочего.

Советская фантастика никогда не превращалась в боевик, даже несмотря на то, что порой герои советских произведений и сталкивались с враждебно настроенными расами. Можно отметить, например, серию произведений Сергея Снегова «Люди, как боги». Помните, как там люди столкнулись с некими «зловредами»? Помните, как у главного героя там сын умер? И что – люди уничтожили их расу? Люди использовали свои суперкорабли (Звёздные Плуги) для того, чтобы стереть этих «зловредов» с лица Галактики? Нет! Люди смогли выйти на тех из них, кто был честен и благороден – и смогли с их помощью ликвидировать конфликт!

Вообще, я вот так, навскидку, не могу назвать ни одной советской книги, в которой земляне бы сражались против какой-то иной расы, вели бы «звёздные войны», или что-то в этом роде. Да, можно сказать, что батальные сцены присутствуют у Александра Казанцева в «Пылающем острове» (возможно, я расскажу о творчестве этого автора на примере нескольких его книг), но русские там обороняли стройку, которая должна была всех спасти. Удивительно, что это шло вразрез с планами капиталистов, которые хотели делать деньги на «спасении жизни»! Так и получается, что все (ну, большая часть) советской фантастики построена на не войне, не представляет собой боевую фантастику или фантастической боевик, а основана на мирном исследовании космоса, на том, чтобы жить мирно со всеми…

Даже элементы боевика, например, в приключениях Алисы Селезнёвой (в произведениях Кира Булычёва) – тоже не тянут на боевик. Герои выходят из всех испытаний не грубой силой, не превосходной огневой мощью – а исключительно умом и добром. Именно по этой причине советская фантастика и была так хороша. Это были просто добрые и интересные книги… И ведь они были ничуть не хуже, чем западная фантастика…

https://zen.yandex.ru/media/spacefiction/sovetskaia-fantastika-i-ee-otlichiia-ot-zapadnoi-60db57efc7604d5e7e84c4b9?&utm_campaign=dbr

Добавить комментарий