602. Волосатая планета сигналит о соседке

«Орбитальный хаос» вокруг красного карлика

В Солнечной системе планеты обращаются вокруг Солнца в экваториальной плоскости, двигаясь по часовой стрелке. Солнце также вращается вокруг собственной оси, и ось этого вращения сонаправлена с осью, вокруг которой вращаются планеты, что создает впечатление системы высокой степени упорядоченности. Однако природа часто бывает непредсказуема, и международная команда исследователей обнаружила планетную систему, в которой наблюдается самый настоящий «орбитальный хаос».

Система звезды GJ436 включает так называемую «волосатую» планету GJ436b, которая испаряется, подобно комете. В новом исследовании астрономы во главе с Винсентом Бурье (Vincent Bourrier) обратили внимание на орбиту этой планеты. Эта орбита, вместо того чтобы лежать в экваториальной плоскости родительской звезды, проходит над ее полюсами.

Кроме того, необычность этой орбиты усугубляется ее высоким эксцентриситетом, или «сплюснутостью». «Эта планета испытывает мощные приливные силы, поскольку находится очень близко к звезде – на расстоянии, составляющем лишь 3 процента от расстояния Солнце-Земля, — объяснил Бурье. – Продолжительность существования красных карликов во Вселенной очень велика, и приливные силы, действующие со стороны звезды в течение долгого времени, должны были привести к формированию круговой орбиты планеты, однако в действительности этого не произошло».

Согласно версии Бурье необычная орбита планеты GJ436b может объясняться присутствием в системе еще одной, более массивной планеты, которая возмущает орбиту планеты GJ436b и кроме того «подталкивает» ее к звезде. Своей целью на ближайшее будущее команда Бурье видит обнаружение этой планеты и измерение ее фундаментальных параметров.

Работа опубликована в журнале Nature.