818. ШЕРШЕ ЛЯ ФАМ

Удаленная страница от 08.03.2018 14:00 преобразована в запись в ленте майта

ПЕРВЫЕ ЖЕНЩИНЫ РОССИИ, Ч. 1 — «АВИАТРИССЫ»

Автор: Андрей Р.В канун международного женского дня, мы хотели бы вспомнить самых выдающихся женщин в России. Ошибочно считать, что самыми большими и первыми достижениями в тех или иных областях славятся исключительно мужчины, и в этой статье мы докажем обратное. Итак, первые женщины России, ч. 1 — «Авиатриссы».

Авиатрисса — название женщин-авиаторов в Российской империи в начале XX века. Женщины-пилоты в России появились в 1911 году. Именно тогда их стали называть авиатриссами.

В современном русском языке слово авиатрисса функционирует как историзм и употребляется исключительно в повествованиях об истории русской авиации дореволюционного периода. Но в начале ХХ века оно было таким же фактом русского языка, как и слово авиатор, дожившее с изменениями в семантике до настоящего времени.

1

Первой (недипломированной) авиатриссой стала Домникия Иларионовна Кузнецова-Новолейник (1886—1962), которая поднялась в воздух в мае 1911 года во время Второй международной авиационной неделе в Санкт-Петербурге.

jenshini-rossii
Чета авиаторов Кузнецовых, Павел Андрианович и Домникия Илларионовна Кузнецова-Новолейник

5 июня 1911 года «Петербургская газета» вышла с сенсационным материалом о первой русской женщине-авиаторе. Знаменательное событие произошло в мае 1911 года в Санкт-Петербурге во время II Международной недели воздухоплавания. Домникия, обладая лишь теоретическими знаниями о воздухоплавании и управлении самолетом, поднялась в воздух на самолете своего супруга «Блерио-ХI», но не смогла удержать его в воздухе и рухнула на землю. После неудачного эксперимента продолжать полеты на самолете авиатрисса не решилась, оставшись в истории авиации с пометкой «недипломированная». После неудачи в воздухоплавании посвятила себя театральному искусству, ее карьера актрисы и режиссера была весьма успешна. Кузнецова-Новолейник скончалась в 1962 году в Кисловодске

2

Первой дипломированной женщиной-авиатором стала Лидия Виссарионовна Зверева (1890—1916), которая 23 августа 1911 года получила диплом авиатора № 31.

lidiya-zvereva
Лидия Виссарионовна Зверева

Родилась в Петербурге в 1890 году. Первая официально признанная русская женщина-авиатор, дочь героя войны на Балканах Виссариона Ивановича Лебедева, Лидия, мечтала подняться в воздух с юных лет. Еще обучаясь в Белостокском институте благородных девиц, после уроков она могла часами наблюдать за полетами аэростатов. После окончания института, 5 июня 1911 году Лидия поступает в Гатчинскую авиационную школу «Гамаюн». 10 августа 1911 года Зверева успешно сдает выпускные экзамены и получает диплом пилота-авиатора. В школе воздухоплавания пионерка авиации не только нашла свой жизненный путь, но встретила своего верного спутника жизни, будущего супруга — пилота-инструктора Владимира Слюсаренко.

Вместе с мужем Лидия участвует в демонстрационных полетах на «фарманах». Авиационные машины тех лет не отличались особой надежностью: кабины не закрывались и часто переворачивались от сильного порыва ветра. Только за 1912 год в мире погибло 112 авиаторов, пилотирующих на «Фарманах».
zvereva

В конце 1912 года супруги переезжают в Ригу. В то время город являлся центром российской авиации, чтобы принять участие в испытании продукции Русско-Балтийский вагоностроительный завод, в дальнейшем известный как завод «Мотор». Слюсаренко и Зверева получают разрешение не только на испытание самолетов, но и на их строительство. В октябре 1913 года с конвейера их предприятия сходят первые два самолета-разведчика «Фарман XVI».

В Риге Лидия Зверева открывает собственную школу пилотов.

В 1913 году на территории завода «Мотор» Зверева совершила воздушную фигуру, которая навсегда вошла в историю авиации — мертвую петлю.

Лидия Зверева скончалась в возрасте 25 лет, 15 мая 1916 года, от тифа в Петербурге, куда переехала вместе с мужем после начала Первой мировой войны.

3

Спустя неделю, 29 августа 1911 года, в Германии диплом авиатора № 247 получила княжна Евгения Михайловна Шаховская. Состояла в родстве с царской семьёй Николая II. Первая в мире женщина-военный лётчик.

Shakhovskaya&Abramovich

В результате авиакатастрофы в 1913 году по её вине погиб известный лётчик Всеволод Абрамович, и Шаховская решила прекратить карьеру авиатриссы. Но в начале Первой мировой войны подала прошение Николаю II об отправке её на фронт в качестве военной лётчицы. Царь удовлетворил её просьбу, и Шаховская в чине прапорщика оказалась в 1-м армейском авиаотряде.

Позже возникло обвинение (как тогда считали, сфабрикованное) в шпионаже в пользу Германии. Евгению Михайловну арестовали и приговорили к смертной казни. И только благодаря личному вмешательству царя она избежала смертной казни, которую заменили на пожизненное заключение. Княгиню освободили большевики после Февральской революции. Во время Гражданской войны служила следователем в Киевской ГубЧК и смогла отомстить тем, кто вёл против неё дело о шпионаже. Убита во время случайной перестрелки в 1920 году. Замужем не была, детей не было.

4

16 октября 1911 года лётную школу П. Р. Т. В. в Гатчине успешно закончила одесситка Евдокия Васильевна Анатра. Ей был вручен диплом авиатора № 54.

anatra
На фото она стоит и у неё на голове — шапочка с белой каймой

Родственница известного одесского миллионера, президента Одесского аэроклуба, владельца авиазавода в г. Одессе и аэропланосборочного завода в г. Симферополе Артура Антоновича Анатра (была женой его младшего брата, погибшего в авиакатастрофе, когда ему было всего 18 лет).

Евдокия Анатра успешно закончила школу Первого Российского товарищества воздухоплавания (П.Р.Т.В.) «Гамаюн» 3 (16) октября 1911 года. Ей был вручён диплом авиатора за номером 54. Она стала третьей дипломированной авиатриссой в царской России.

В 1913 году Е. Анатрой был установлен рекорд высоты (для женщин) — три километра.

5

21 октября 1911 года та же школа вручала в Гатчине диплом авиатора № 56 профессиональной певице Любови Алексеевне Голанчиковой, бросившей сцену ради любви к авиации. Первая женщина лётчик-испытатель.

galancikova

Родилась в бедной петербургской семье. Профессиональная певица и актриса. Выступала под псевдонимом «Молли Море».

9 (21) октября 1911 года окончила авиационную школу Первого российского товарищества воздухоплавания «Гамаюн» и получила диплом пилота – авиатора № 56. И ранней весной 1912 года имя «Молли Море» навсегда исчезает со столичных афиш, зато появляется другое «Любовь Голанчикова. Выступления женщины-авиатриссы».

Она совершает большое турне по российским городам с показательными выступлениями на стареньком аэроплане. Турне заканчивается авиааварией 2 мая 1912 года в Риге. В это же время происходит её знакомство с Антонни Фоккером, известным в будущем авиаконструктором.

Любовь Голанчикова покоряет А.Фоккера мастерством пилотажа, а уже в ноябре 1912 года ставит в Берлине на самолёте «Фоккер» мировой рекорд высоты для женщин — 2200 метров. Так Любовь Голанчикова становится шеф-пилотом фирмы «Фоккер».

Летом 1913 года по предложению известного французского авиакон­структора Морана участвует в перелёте Берлин-Париж на новом двухместном самолете «Моран-Солнье».

С началом 1-й Мировой войны Любовь Александровна, вышедшая к тому времени замуж (её муж был богатым купцом), возвращается в Россию, на время отходит от лётного дела, но любовь к небу берёт своё. И вскоре Голанчикова начинает проводить испытания аэропланов, выпускаемых фабрикой Ф.Ф.Терещенко.

Поначалу Голанчикова принимает революцию и даже вступает в тренировочную эскадрилью ВВС Красной Армии, совершает несколько боевых вылетов, но в основном занимается подготовкой красноармейцев-пилотов.

После окончания Гражданской войны Голанчикова вместе с мужем принимает решение эмигрировать сначала в Германию, затем в США. Жила в Нью-Йорке, где с 1942 года подрабатывала шофёром.

Любовь Александровна Голанчикова скончалась в Нью-Йорке в 1961 году.

Ещё находясь в зените своей славы, Любовь Голанчикова делилась с журналистами: «Мы, воздушные странницы, самые смелые люди. Время как будто остановилось для нас. Вечность задевала нас своим крылом. И пусть до звёзд ещё далеко, но «вольный сын эфира» — аэроплан — поднимет воздухоплавательных Тамар ещё высоко над землей».

6

Летом 1913 года в школе Б. Масленникова Елена Павловна Самсонова сдала пилотский экзамен и получила диплом пилота-авиатора № 167 от 23 августа 1913 года.

Samsonova

Как и Лидия Зверева, окончила курс Белостокского института благородных девиц. Увлекалась автомобилями, а в сентябре 1913 года, участвуя в соревнованиях в пригороде Москвы, даже завоевала специальный приз.

Елена Павловна Самсонова стала первой женщиной-пилотом, получившей диплом на Московском аэродроме.

После начала 1-й Мировой войны работала сестрой милосердия в военном госпитале в Варшаве, затем служила армейским шофёром.

Весной 1917 года премьер-министр Временного правительства А.Ф. Керенский официально разрешил женщинам служить в армии. Е. Самсонова попала служить в 26-й КАО и, возможно, совершила несколько боевых вылетов на разведку в качестве наблюдателя. После Гражданской войны Самсонова работала преподавателем физкультуры в Сухуми. Умерла в 1958 году.

7

5 апреля 1914 года Софья Алексеевна Долгорукая, окончив школу пилотов Императорского Российского Аэро-Клуба (ИВАК), получила удостоверение пилота № 234.

dolgorukaya
«Княгиня Долгорукая на автомобиле «Делоне-Бельвиль» 18 л.с. Рядом с ней сидит её первый муж, князь Сергей Александрович Долгорукий, флигель-адъютант, полковник Конного лейб-гвардии полка. 1910 год. Киевский автопробег.»

Графиня Софья Алексеевна Бобринская, в первом браке княгиня Долгорукова, во втором браке княгиня Волконская (1887 — 1949) — русский авиатор, одна из первых женщин-пилотов.

В Женском институте изучала медицину. Во время сербско-болгарской войны за работу в холерном лагере награждена сербским королём Петром I.

Княгиня Долгорукая одна из первых в России женщин-автомобилисток и авиатрисс. Состояла членом Императорского Российского Автомобильного Общества. Софья Алексеевна была единственной женщиной среди 48 участников Киевского автопробега протяжённостью 3200 км на приз Его Императорского Величества Николая II, проходившего с 16 по 29 июня 1910 года .

В начале 1910-х годов увлеклась авиацией. В 1911 году прошла курс обучения в авиашколе Блерио, во Франции. Вернувшись в Россию, поступила в школу пилотов Императорского Российского Аэро-клуба (ИВАК) и 5 апреля 1914 года получила удостоверение пилота №234. В эти же годы разводится со своим первым мужем.

С началом 1-й Мировой войны ходатайствовала о назначении в военную авиацию, но прошение было отклонено и княгиня Долгорукая ушла на фронт сестрой милосердия.

Уже при советской власти в Петрограде (25.11.1918) Софья Алексеевна вторично выходит замуж, за князя П.П.Волконского (1872-1957), а позже уезжает в Англию. В 1921 году возвратилась в СССР, чтобы вызволить из тюрьмы своего мужа и уже вместе с ним вернулась в Лондон. С 1926 года работает водителем такси, секретарём, гидом-переводчиком.

Софья Алексеевна — автор книги о Москве, изданной в Париже на русском языке в 1928 г.; публикации-«Горе побеждённым» (1934, Париж), её перу принадлежат статьи и обзоры в «Возрождении» и «Русской мысли». Во время оккупации Парижа в сентябре 1942 года посещала дочь (от первого брака) в немецком плену. Умерла во Франции 12 декабря 1949 г., похоронена на одном из кладбищ Парижа.

Продолжение следует…

Читайте также:

САМЫЕ ЗНАМЕНИТЫЕ РУССКИЕ ЖЕНЩИНЫ В АМЕРИКАНСКОЙ МОДЕ

ЖЕНЩИНЫ В РОССИЙСКОЙ НАУКЕ

ЖЕНЩИНЫ О ЖЕНЩИНАХ: ЧТО ГОВОРЯТ ИНОСТРАНКИ О РОССИЯНКАХ

Одна мысль про “818. ШЕРШЕ ЛЯ ФАМ”

Добавить комментарий