450. НАСКОЛЬКО «АНГАРА» НУЖНА РОСКОСМОСУ?

Страница «Насколько «Ангара» нужна Роскосмосу?» от
04.08.2017 21:31 преобразована в запись

 Опубликовано: 03.08.2017 12:50

Космическая политика

Летные испытания ракет-носителей «Ангара» начались в 2014 году. Второй пуск тяжелой ракеты этого семейства может состояться в 2018 году. Третий – в 2021, уже со стартовой площадки на космодроме Восточный в Амурской области. К третьему пуску ракету планируется модернизировать. Она будет называться «Ангарой-А5М», а основным отличием новой версии станут форсированные на 10% двигатели РД-191М (вместо РД-191). Также она получит резервную пневмогидравлическую систему подачи топлива и обновленную систему управления.

Причины, побудившие Роскосмос модернизировать еще не завершившую летные испытания ракету, неясны. Но, согласно различным слухам, фактическая грузоподъемность «Ангары-А5» оказалась около 22-23 т на низкую околоземную орбиту вместо проектных 24 т. Носитель такой размерности при запусках из Плесецка не сможет использоваться для выведения на орбиту некоторых государственных и военных нагрузок.

В планах Роскосмоса присутствует еще одна новая версия «Ангары» – «Ангара-А5В» с кислородно-водородной верхней ступенью грузоподъемностью до 37 т. На ней также предполагается применить модернизированные универсальные ракетные модули 1-2 ступеней с двигателями РД—191М.

Начиная со второй половины 2000-х годов ракеты «Ангара-А5» разрабатывались в первую очередь в качестве замены устаревшим ракетам тяжелого класса «Протон». Средний носитель «Ангара-А3» не нашел своего применения, а легкий «Ангара-А1.2» сейчас не может конкурировать с конверсионными носителями. При этом со своей ролью «замены «Протона» «Ангара» пока не справилась. В течение годового простоя «Протона» не состоялось ни одного пуска «Ангары». Ее грузоподъемность неудовлетворительна, а к надежности есть вопросы. Стоимость «Ангары» значительно превышает стоимость «Протона».

В 2010-х годах у «Ангары» появилась еще одна цель – пилотируемые запуски. После отмены проекта «Русь-М», разработкой которого занимался самарский ЦСКБ (теперь РКЦ) «Прогресс», «Ангара-А5» стала единственным возможным средством выведения пилотируемого корабля нового поколения «Федерация». А после отказа от ракеты-носителя сверхтяжелого класса была предложена схема полета на Луну на утяжеленной водородной «Ангаре-А5В».

То, что «Ангара» плохо подходит для пилотируемой программы, было понято с самого начала. Для запуска низкоорбитального корабля ракета «Ангара-А5М» является переразмеренной (грузоподъемность около 25 т при массе ПТК НП около 15 т), а для лунной программы «Ангара-А5В» слишком слаба: требуется четыре пуска с нескольких стартовых площадок для организации одной экспедиции.

В 2017 году в России была анонсирована новая модульная линейка ракет-носителей: «Союз-5» среднего класса (17 т на низкую орбиту), трехмодульная ракета «Энергия-3» (около 40 т) тяжелого класса и пятимодульная сверхтяжелая «Энергия-5» (около 90 т). Хотя «Союз-5» несколько уступает «Протону» по грузоподъемности, при запусках на геопереходную и геостационарные орбиты он, особенно при пусках с «Морского старта», сможет взять на себя большую часть «протоновских» полезных нагрузок, а также пилотируемые запуски, которые планировались на «Ангаре». Предполагается, что его летные испытания начнутся в начале 2020-х годов.

Трехблочная «Энергия-3» даже со слабой верхней ступенью от «Союза-5» перекроет по грузоподъемности и «Ангару-А5М», и «Ангару-А5В». При этом вполне возможно, что она не будет дороже обычной «Ангары» ракеты, и уж точно будет значительно дешевле водородной. По поводу сравнения их стоимости можно спорить, но нужно помнить, что 1-2 ступени «Ангары-А5» состоит из пяти модулей с пятью дорогостоящими двигателями РД-191, а для «Энергии-3» потребуются три более модуля с тремя, пусть и более крупными двигателями РД-171. С учетом разницы в размерах, можно ожидать, что цена «Ангары-А5М» и «Энрергии-3» будет сопоставимой. Начало полетов «Энергии-3» запланировано на вторую половину 2020-х с космодрома Восточный. Что касается одномодульного «Союза-5», то его цена для заказчиков планируется на уровне 55 млн долларов, что почти в два раза ниже цены «Ангары».

С учетом того что «Союз-5» сможет взять на себя большую часть нагрузок «Протона» в начале 2020-х, задач у ракет семейства «Ангара» фактически не остается. Кажется, что у Роскосмоса нет никаких причин вкладывать деньги в модернизацию «Ангары-А5» и постройку для нее стартового комплекса на Восточном. Проще закрыть программу и прекратить дальнейшие расходы на неудачный проект. Однако существует как минимум три причины этого не делать, хотя две из них и мало связаны со стратегическим планированием.

Во-первых, сейчас программа эксплуатации ракет-носителей «Протон-М» рассчитана до 2025 года, а «Союз-5» не сможет выводить все его полезные нагрузки. Кроме того, Минобороны, вероятно, не захочет запускать свои спутники с «Морского старта» силами частной компании S7, тем более что плавучий космодром базируется в Калифорнии. Следовательно, при отказе от «Ангары» потребуется продлить эксплуатацию «Протонов» до появления «Энергии-3». В этом нет ничего невозможного, хотя переговоры с Казахстаном могут оказаться непростыми.

Во-вторых, в разработку «Ангары» в прошлом были вложены большие средства, а в последние годы, уже при новом руководстве Роскосмоса, немало денег потрачено на создание серийного производства универсальных ракетных модулей «Ангары» в ПО «Полет» в Омске. Производство, правда, пока не аттестовано, но может быть введено в строй в следующем году, если пробный образец собранной в Омске «Ангары» пройдет испытания. Отказ от «Ангары» означал бы необходимость признать ошибку, которая стоила государству больших вложений сил и средств.

В-третьих, необходимо учитывать социальный аспект в ракето-космической отрасли, которая в России целиком в ручном режиме управляется государством. Разработкой линейки ракет «Союз-5» и «Энергия» будет заниматься РКК «Энергия», а производством – самарский РКЦ «Прогресс». В случае закрытия программы «Ангара» Центр им. Хруничева окажется загружен только разработкой разгонных блоков и водородных верхних ступеней будущих ракет. Этого явно не достаточно для поддержания на плаву такого крупного предприятия.

http://kosmolenta.com/index.php/1090-2017-08-03-angara-goals#.WYLyEX1L9Sw.twitter?t=1&cn=ZmxleGlibGVfcmVjcw%3D%3D&refsrc=email&iid=b0ffae2a4cf341ec95137997ae58fce2&uid=797446599249104896&nid=244+276893704

3 мысли о “450. НАСКОЛЬКО «АНГАРА» НУЖНА РОСКОСМОСУ?”

  1. Владимир Денисов
    2017-08-04 В 21:40
    Летные испытания «Ангары» начались в «Южной Корее» и проведено уже пять пусков ракет. Фактически проведено девять успешных летных испытаний УРМ.
    «Ангара» была задумана как унифицированный государственный ряд РН для экономии транспортных затрат космической программы СССР на 30%.
    Первые ступени должен был делать РКЗ, а вторые водородные ступени ЗЭМ.
    Однако руководство поссорилось и разрушило эту техническую политику центра компетенции России по РН.
    «Кадры решают все!»

  2. Владимир Денисов
    2017-08-04 В 21:50
    Масса полезного груза «Ангары» увеличивается элементарной модернизацией. При этом возможна модификация «Ангары» с многоразовой первой ступенью без уменьшения массы полезного груза. Так, что если не разбираетесь в ракетных технологиях, лучше не подставляйте ножку государственному предприятию.

  3. ИКАР
    2018-02-01 В 18:32
    Как-то, попросил нас работник РОСКОСМОСа оценить затраты на ракету-сверхтяжёлого класса при полётах к Луне и сравнить с ценами при использовании ракеты-тяжёлого класса — «Ангары-А5». На данный момент получается : если использовать модернизацию существующих орбитальных средств, то 2 пусками можно обеспечить Лунную миссию и стоить это будет раз в 10 меньше, чем такой же полёт на «сверхтяже». Однако, при использовании ПТК «Федерация», такой полёт можно сделать только на «сверхтяже». Так что, «сверхтяж» пригодится только если ПТК «Федерация» успешно пройдёт испытания (тестовые полёты) — планируются примерно к 2030 годам — пилотируемый полёт к Луне. Если ПТК «Федерация» не пройдёт испытания, то можно осуществить полёт к Луне на модернизируемых средствах. Например, разгонный блок «Бриз-М» забросит на Лунную орбиту 7 тонн. А сам весит 21,5 тонны. Как раз, для ракеты-тяжёлого класса — «Ангары-А5»

Добавить комментарий