483. ПРИБАВЛЕНИЯ И УБАВЛЕНИЯ В СЕМЕЙСТВЕ ЧАСТНЫХ КОСМИЧЕСКИХ КОМПАНИЙ

Владимир Денисов — советский ученый и изобретатель научит Россиян спастись от глобальной катастрофы и стать вечной космической цивилизацией, если русский мир захочет. Регистрируйтесь на сайте и становитесь участниками проекта и проголосуйте за меня хоть копейкой, хоть лайком, пригласите преподавать в технических ВУЗах и Университетах или поработать в Государственной Думе, пока я еще на Земле!

Ну почему русские не строят мои универсальные моноблочные космические корабли, которые не требуют ракет? А ведь я запатентовал и пишу и рассказываю о них на международных научно-популярных конференциях десять лет подряд! К слову сказать — патенты выдаются только на промышленно реализуемые изобретения!

Разумные Люди! Начните создание и серийное производство моих многоцелевых космических ковчегов, и расселяйтесь по всей солнечной системе, пока не поздно. Информация по проекту спасения человечества от неминуемой гибели и состоянии технологического и умственного развития цивилизации на моем сайте mirah.ru . Никакие другие существа Земли, кроме Вас не спасут ни Вас ни Землю от гибели.
С 1972 года я опубликовал сотню научных работ, в том числе 50 авторских свидетельств СССР и четыре патента России. В 1991 году успешно защитил диссертацию. С 2004 года выступаю на международных научных конференциях. Пятый год борюсь на своем собственном волонтерском сайте, как космический воин, над проблемой поворота сознания людей от самоликвидации к защите Человечества и планеты Земля.
Подскажите, почему мое слово не материализуется на моей Родине — родине Циолковского, Королева и Гагарина… — в России? Кто виноват и что делать?
А тем временем, на Земле все больше достойных технологий для реализации в моем проекте. Многие уже представлены на сайте. Давайте соберем их вместе.
Регистрируйтесь, чтобы стать полноправными пользователями, получать актуальную свежую информацию и выражать свою точку зрения по этой проблеме.

Страница от 26 сентября 2017 года «483. ПРИБАВЛЕНИЯ И УБАВЛЕНИЯ В СЕМЕЙСТВЕ ЧАСТНЫХ КОСМИЧЕСКИХ КОМПАНИЙ» преобразована в запись на ленте

Прибавления и убавления в семействе частных космических компаний

lozga      25 сентября, 9:18

Минувшая неделя ознаменовалась двумя в каком-то смысле дополняющими друг друга новостями. Китайцы скопировали Falcon 9 SpaceX (на самом деле нет), а компания Northrop Grumman за $9,2 миллиарда поглотила крупного «космического частника» Orbital ATK.

lozga      25 сентября, 9:18

01.jpg


Испытания тестового стенда LinkSpace

Не копия

«Китайцы скопировали SpaceX» — в таком формате вы уже могли слышать эту новость, она разошлась весьма широко. Но реальность заметно отличается. Китайская компания LinkSpace, которую называют «первой частной космической компанией Китая», показала концепт ракеты New Line 1, где легко узнаваемы посадочные «ноги» и, если приглядеться внимательней, решетчатые рули первой ступени Falcon 9 компании SpaceX.

02.jpg


Слайд презентации LinkSpace

Прежде всего, New Line 1 гораздо меньше и легче Falcon 9. Со стартовой массой 33 тонны, что в 16 раз легче F9, New Line 1 относится к ракетам-носителям сверхлегкого класса и должна будет выводить на солнечно-синхронную орбиту всего 200 кг полезной нагрузки. Также на первой ступени стоят 4 двигателя (вместо 9 у F9) тягой в 10 тонн каждый (в семь раз слабее Merlin 1D). Разница в количестве двигателей означает и другие алгоритмы посадки, потому что держать включенными придется минимум два двигателя (вместо одного у F9), и из разницы соотношения их тяги и пустой массы ступени логично предположить, что китайские двигатели могут гораздо сильнее дросселироваться (их тягой можно управлять в большем диапазоне).

Далее, конкретный внешний вид посадочных опор не относится к высоким технологиям, и их копирование скорее вопрос внешнего вида и дизайна, чем серьезной инженерной задачи. А решетчатые рули китайцы «скопировали» у Falcon 9 ровно в том же смысле, в котором сама SpaceX «скопировала» их у СССР, где их и придумали много лет назад. Никакое конкретное техническое решение Falcon 9 нельзя прямо скопировать на New Line 1 — каждый агрегат придется проектировать под гораздо более легкую ракету с нуля.

В то же время, одну вещь LinkSpace все-таки позаимствовала у SpaceX — концепцию посадки первой ступени при помощи двигателей на посадочные опоры. Дело в том, что вариантов спасения отработанных ступеней много — двигатели, парашюты, крылья, можно спасать всю ступени или только блок двигателей без баков. У каждого варианта есть свои плюсы и минусы, и SpaceX продвинулась дальше всех в одном конкретном способе, показав его принципиальную реализуемость. Экономические расчеты нужно подтвердить длительной эксплуатацией, и многоразовая схема вполне может иметь разную эффективность для ракет-носителей разных весовых категорий. Поэтому правильнее сказать, что китайская LinkSpace скорее вдохновлялась SpaceX. Это в интервью не скрывают и представители компании:

SpaceX очень классные, и Falcon 9 — отличнейшая ракета, мы рассматриваем их как цель и пример для подражания, потому что у них есть очень многое, чему мы можем научиться
Ху Женью (Hu Zhenyu), основатель и CEO LinkSpace

В целом эта история наводит на размышления, причем очень далекие от штампов «Китай только копирует чужое». Прежде всего, отлично, что появляются новые космические стартапы в разных странах, интересно смотреть, как они экспериментируют с различными техническими идеями, и повышается вероятность того, что в итоге получится что-то полезное для всего человечества.

Вторая мысль, увы, имеет горький оттенок. Китайское телевидение сделало репортаж о компании, в которой говорится, что LinkSpace — это шесть молодых людей не старше тридцати.

Стартап разработал свой двигатель, сделал и успешно испытал несколько технических демонстраторов, которые висели на реактивной тяге. На этом фоне бледно выглядят результаты отечественных частников, которые на сегодняшний день в лучшем случае смогли успешно испытать только двигатель, а не в лучшем случае испытания закончились взрывом и впечатляющим скандалом. Китай — это первая экономика и «кузница» планеты, и это уже дает системный эффект, когда заняться производством хайтека там гораздо легче, чем в других странах. Даже если бы New Line 1 был полной копией, в двадцать лет копировать лучшие мировые образцы не стыдно. А через 10-20 лет, боюсь, уже мы будем копировать передовые решения набравшихся опыта китайских инженеров.

Пришли к успеху

Вторая новость вызвала меньше внимания, но она по-своему важна и также наводит на размышления. Компания Notrhrop Grumman за 9,2 миллиарда долларов приобрела частную космическую компанию Orbital ATK. На вопрос «зачем» лучше всего отвечает слайд из презентации с мероприятия, посвященного событию.

03.jpg


Источник: Doug Messier

Компания Orbital ATK производит твердотопливные ракетные двигатели, которые используются как в военных, так и в гражданских целях, эксплуатирует Pegasus, единственную из использующихся сейчас ракет-носителей воздушного старта, а также возит на МКС грузы на корабле Cygnus и ракете-носителе Antares в рамках программы COTS параллельно SpaceX. Также они эксплуатируют ракету-носитель Minotaur и создали по заказу NASA зонд Dawn, который сейчас исследует Цереру. Northrop Grumman — сравнительно старая и очень крупная компания (активы оцениваются в $25 миллиардов на 2016 год), которая работает в аэрокосмической и военной отраслях. Кроме, например, бомбардировщиков B-2 или коммуникационных спутников TDRSS, Northrop Grumman является основным подрядчиком в создании телескопа «Джеймс Вебб».

04.jpg


РН «Антарес», фото Ken Kremer

Компании действительно неплохо дополняли друг друга, и расстраиваться по поводу их объединения стоит разве что только военным заказчикам — там будет меньше конкуренции, и цены могут вырасти. В космической же сфере получается любопытная картина — Northrop Grumman такая же частная компания, как и Orbital ATK, но говорить о частном космосе здесь уже язык не поворачивается. У понятия «частная космонавтика» сейчас отчетливый дух стартапов, новых и, по крайней мере сначала, небольших компаний. Но те фирмы, которым посчастливилось вырасти и «прийти к успеху», меняются и встраиваются в систему на новом уровне. При этом, кстати, теряется внешняя привлекательность компании. Это нормально, например, Google уже мало кто называет «корпорацией добра». А если, как и в первой новости, представить себе будущее лет через 10-20, то этот эффект способен дать забавные результаты — успех тех же SpaceX может породить новости вроде «Boeing, Lockheed Martin, Northrop Grumman и SpaceX создали компанию American Launch Alliance, эксперты опасаются повышения цен на космические запуски в условиях монополии».

В целом же, пусть и местами с горьким привкусом, обе новости хорошие. Появляются ли новые или взрослеют старые компании, это говорит об активной жизни космической отрасли.

https://lozga.livejournal.com/154721.html?utm_source=fbsharing&utm_medium=social

Добавить комментарий