502. ПЕРВЫЙ АВТОМОБИЛЬ

Владимир Денисов — советский ученый и изобретатель научит Россиян спастись от глобальной катастрофы и стать вечной космической цивилизацией, если русский мир захочет. Регистрируйтесь на сайте и становитесь участниками проекта и проголосуйте за меня хоть копейкой, хоть лайком, пригласите преподавать в технических ВУЗах и Университетах или поработать в Государственной Думе, пока я еще на Земле!

Разумные! Информация по проекту спасения человечества от неминуемой гибели на моем сайте mirah.ru Регистрируйтесь, чтобы стать полноправными пользователями и получать актуальную свежую информацию.
С 2004 года выступаю на международных конференциях. Пятый год бьюсь на своем собственном сайте как космический воин над проблемой защиты Земли и человечества.
Подскажите, почему мое слово не материализуется на моей родине — родине Циолковского и Гагарина — в России?
А тем временем, на Земле все больше достойных технологий для реализации в моем проекте. Давайте соберем их вместе.

Страница от 5 октября 2017 года «502. ПЕРВЫЙ АВТОМОБИЛЬ» преобразована в запись

Полторы лошадиные силы

Карл Бенц (справа) и его автомобиль Motorwagen. Фото 1885 года

Карл Бенц (справа) и его автомобиль Motorwagen. Фото 1885 года Фото: AP/ТАССАвтор Армен Мурадян

Первый автомобиль по официальным данным появился в Москве в 1899 году. Однако документ из архива компании Daimler AG позволяет утверждать, что это случилось несколько ранее.

Если верить архивной выписке о поставках в Российскую империю автомобилей(копия есть в распоряжении редакции «ВМ»), то первое авто появилось в Москве не в 1899 году, а на пять лет раньше. Два двухместных Benz Velo отправили в Первопрестольную в 1894 году.

И пусть никого не смущает слово Velo: это были первые в мире серийные автомобили конструкции Карла Бенца, оснащенные одноцилиндровым двигателем объемом 1054 кубических сантиметра и мощностью 1,5 лошадиные силы! Авто имели двухступенчатую коробку передач с приводом на задние колеса и стоили баснословных денег.

Контора Шпана

Все началось с того, что баварец Карл Шпан в 1883 году унаследовал от родственников бизнес в России. Переехав в Санкт-Петербург, получил звание купца I гильдии и начал активно расширять дело. Через некоторое время в Москве, в Кисельном переулке, открывается представительство его конторы по импорту в Россию самоходных технических средств.

— Контора Шпана располагалась в доме Дольника, — рассказывает москвововед Олег Фочкин. — Адреса дома долгое время указывали не по номерам, а по фамилии их владельца: дом Фонвизиных, дом Франка, дом Дольника. Для москвичей коллежский секретарь, присяжный поверенный Николай Константинович Александров-Дольник был личностью известной, так как прославился тем, что в один год выиграл в лотерею сначала 75 тысяч, а затем 200 тысяч рублей. Это были очень большие деньги.

Из конторы Шпана, что располагалась в доме Дольника, и поступил в заказ в Германию — выслать в Москву самоходное средство мощностью в 1,5 лошадиные силы.

Авто было отправлено в Москву в 1894 году. А через год санктпетербургский купец Карл Шпан обратился к московским властям с просьбой разрешить ему езду по городу и его окрестностям в экипаже, снабженном бензиновым двигателем.

Бюрократия от аристократии

Дядя императора Николая II генерал-губернатор Москвы, великий князь Сергей Александрович слыл человеком сложным, осторожным и четко соблюдающим субординацию и аристократический этикет. Зная это, обер-полицейский Москвы, к которому поступило заявление Шпана, сам решение принимать не стал, а переадресовал его великому князю.

Тот, в свою очередь, не решился проявить инициативу и выждал, пока первый подобный прецедент произойдет в Санкт-Петербурге.

Историки-москвоведы Андрей Кокарев и Владимир Руга, работая в архивах, обнаружили документальную переписку Карла Шпана и тогдашней столичной власти и включили ее в свою книгу «Повседневная жизнь Москвы».

Разрешение на езду в Санкт-Петербурге на автомобиле Карл Шпан получил в декабре 1895 года. В Москве же его ждали долгая официальная переписка, несколько осмотров транспортного средства, никому не нужные проволочки и согласования. Когда же наконец московские власти готовы были разрешить купцу езду по городу на авто, оказалось, что разрешение Карлу Шпану ни к чему — он продал оба автомобиля.

Первая авария

Имя и фамилия владельцев одного из первых авто в Москве историкам пока выяснить не удалось. Известен лишь факт первой автоаварии в Москве — он был зафиксирован в прессе.

В 1895 году, в сентябрьском номере санкт-петербургского журнала «Велосипедъ» в статье под названием «Маленький конфуз» сообщается, что на московском циклодроме (велодроме. — «ВМ») представитель какой-то фирмы ездил по треку на бензомоторе, но, увы, отвлекся, и машина, съехав с дорожки на траву, перевернулась. Переднее колесо с порванной шиной отлетело, бензин пролился и загорелся. Водитель, к счастью, не пострадал, отделавшись ушибами.

Возможно, это был представитель филиала компании Шпана, а первый московский автомобиль после этой аварии либо отправился в металлолом, либо был разобран на запчасти.

А вот судьбу второй машины отследить можно. В том же журнале «Велосипедъ» сообщается, что «в субботу, 30 сентября, к подъезду редакции «Петербургской газеты» подкатила роскошная коляска на красных колесах, обтянутых резиновыми шинами. Экипаж подъехал к редакции без помощи лошадей». Владельцем авто являлся некто г-н Лесли, который вместе с женой прибыл в Петербург из Москвы.

Поездка длилась трое суток, в дороге было израсходовано четыре с половиной пуда бензина, а максимальная скорость на трассе составляла 40 верст в час (эту цифру стоит подвергнуть сомнению: по официальным данным, Benz Velo мог ехать с вдвое меньшей скоростью. — «ВМ»).

Звонок вместо рожка

О московском губернском секретаре Павле Николаевиче Лесли сведений осталось немного. Лишь то, что шотландская фамилия досталась ему в наследство от героических предков, которые перешли на службу к русским царям еще в XVII веке и что денег у него было достаточно, чтобы купить автомобиль, который стоил не меньше 3 тысяч рублей — годовая зарплата чиновника высшего ранга.

Примерно в те же годы Павел Лесли приобрел в Москве дом по адресу: Знаменка, 11. Он сохранился до сих пор, сейчас здесь располагается Библиотека по естественным наукам РАН.

Еще в архивах сохранились документы, подтверждающие, что 25 апреля 1897 года специальная техническая комиссия испытала автомобиль, принадлежащий Павлу Лесли, и вынесла о нем положительный отзыв. Разве что рекомендовала заменить сигнальный рожок звонком, чтобы не пугать извозчиков. А в остальном экипаж был допущен для поездок по улицам Москвы.

Так, 120 лет назад, в 1897 году, в Москве было официально открыто автомобильное движение.

Клуб автолюбителей

Откуда же взялся 1899 год как дата появления первого автомобиля? Связана она еще с одной культовой для автоисториков фигурой — миллионером, владельцем и строителем железных дорог, меценатом и страстным автолюбителем — бароном Николаем Карловичем фон Мекком.

Свой первый автомобиль — Phaeton с двухцилиндровым двигателем мощностью 6 лошадиных сил — барон фон Мекк заказал в компании Daimler в 1896 году.

Авто пришлось ждать долго — с завода его отгрузили только в конце мая 1899 года. Через несколько месяцев автомобиль был в Москве, и фон Мекк получил разрешение от властей на управление самоходным средством. А еще через год Николай Карлович официально регистрирует устав первого в Москве клуба автомобилистов и становится его председателем. Клуб располагался в квартире фон Мекка на Новинском бульваре 13, строение 1.

Фон Мекк считался среди москвичей главной фигурой столичного автомобильного движения, за что и получил прозвище — Командор.

Именно на эту персону ориентируются историки, когда говорят о появлении первого автотранспорта и далее сообщества автолюбителей в Москве.

ПРЯМЫЕ РЕЧИ

Андрей Кокарев, москвовед:

— Тот факт, что Карл Шпан долгое время не мог получить разрешение от московских властей на использование в городе автомобиля, я объясняю тем, что не было определенного регламента, порядка на выдачу подобных разрешений, не знали и по каким критериям оценивать такие техсредства, по каким правилам ездить по городу. Ведь столицей тогда был Санкт-Петербург, и как только там была разработана выдача подобной документации, в Москве тоже стали выдавать эти разрешения.

Станислав Кирилец, автоисторик:

— Действительно, часто говорят, что первый автомобиль в Москве появился в 1899 году. Но есть более ранняя дата с солидным подтверждением — контрольная книга из архива фирмы Daimler AG.

Этот лист составили работники компании еще в 1966 году, предположительно, по запросу известного автоисторика Валерия Дубовского.

В документе выписаны все данные по поставкам фирмы первых авто в Россию. Производители автомобилей предпочитали работать с проверенными торговыми представителями. Агентом фирмы Daimler в России была фирма Карла Шпана.

СПРАВКА

Впервые автомобиль проехался по российским улицам в 1891 году. Улица называлась Дерибасовская, и дело это было в Одессе.

За рулем самоходной коляски (по одной из версий, это был Panhard & Levassor, а по другой — Benz) сидел известный меценат и издатель самой популярной и тиражной городской газеты «Одесский листок» Василий Навроцкий. По его заказу авто было доставлено пароходом из Марселя.

Ехал господин Навроцкий по городу, согласно тогдашним европейским ПДД, — перед машиной бежал нанятый мальчонка и кричал: «Посторони-и-и-ись!» Вскоре самоходка примелькалась одесситам.

Правда, сам Навроцкий ею редко пользовался.

На машине все больше разъезжали его репортеры, спеша на происшествия. Как-то раз околоточный пристав даже оштрафовал водителя за превышение скорости, о чем тут же было сообщено в «Одесском листке». Развить скорость до 25 километров в час — это ведь не рядовой случай, а событие.

И даже — сенсация!

ШПИОНЫ И КОМАНДОР 

Бизнес Карла Шпана в России процветал. К 1909 году, когда здоровье его стало сдавать, он передал дела сыновьям — Карлу и Борису. Компания занималась поставками вооружения и боеприпасов для армии, строительством, судостроением, металлургией, банковским делом и многим другим.

Кроме того, члены семьи Шпан считались одними из главных лоббистов германских интересов в России.

Карл Иванович Шпан умер в 1912 году, а через два года, сразу после начала Первой мировой войны, его сыновьями заинтересовалась контрразведка.

Повод появился, когда братья Шпан провернули аферу с алюминием. Они организовали на российском рынке дефицит этого нужного для военного производства металла, а затем втридорога продали правительству, выдав за импортную поставку. В итоге активы их фирм были конфискованы, братьев Шпан отправили в ссылку, и дальнейшая их судьба неизвестна.

Не сложились отношения с властью и у Командора — Николая Карловича фон Мекка. С началом Первой мировой войны он, человек небедный, владелец железных дорог, добровольно сдал государству четыре своих автомобиля. Потом купил еще несколько, но их потом конфисковали большевики, а фон Мекка едва не расстреляли — два года он прятался в деревне староверов, пока нарком путей сообщения Леонид Красин не вернул его в Москву, взяв на работу в свое ведомство. Позже Комиссариат путей сообщения возглавил Феликс Дзержинский, который высоко ценил фон Мекка за профессионализм. Но через два года после смерти Дзержинского, в 1928 году, Командора арестовали и расстреляли как контрреволюционера.
Подробнее: 

http://vm.ru/news/411948.html

Добавить комментарий