185 Россия осталась без РН тяжелого класса

 Россия осталась без РН тяжелого класса

Причиной этого стала необходимость проведения дополнительных проверок двигателей «Протонов», «Союзов-У» и «Союзов-ФГ» (Роскосмос на Королевских чтениях)

185. Эксперты: Россия осталась без ракет тяжелого и среднего классов

Источник: © Михаил Джапаридзе/ТАСС

МОСКВА, 25 января. /ТАСС/. Роскосмос на несколько месяцев остался без возможности осуществления запусков ракет-носителей тяжелого и среднего классов из-за необходимости проведения дополнительных проверок двигателей «Протонов», «Союзов-У» и «Союзов-ФГ», считают российские эксперты в области космической деятельности.

«Пока можно говорить о том, что мы на какое-то время остались без тяжелых носителей, поскольку не можем выводить полезную нагрузку с помощью «Протона», который временно вышел из эксплуатации, а «Ангара» еще не введена в эксплуатацию», — сказал сегодня ТАСС академик Российской академии космонавтики имени Циолковского Александр Железняков.

Помимо этого, напомнил эксперт, из-за аварии ракеты-носителя «Союз-У» в декабре прошлого года, в результате которой был потерян грузовой корабль «Прогресс МС-04», пришлось перенести сроки запуска к Международной космической станции очередного грузового и пилотируемого кораблей, а двигатели для ракет «Союз-У» и «Союз-ФГ» перепроверить.

«На какое-то время эксплуатация этих носителей («Протон-М» и «Союз» — прим. ТАСС) оказывается под вопросом, хотя надо сказать, что пуски «Союзов» не будут полностью остановлены. На 28 января с космодрома Куру запланирован запуск ракеты-носителя «Союз-СТ», где тоже стоят воронежские двигатели. Таким образом, проблема не глобальная, а касается ракет «Протон», ракет «Союз-У» и «Союз-ФГ», остальные ракеты серии «Союз» остаются в эксплуатации», — сказал он.

Выводы о том, что Россия кратковременно осталась без наиболее востребованных на пусковом рынке ракет «Протон» и «Союз», разделяет и научный руководитель Института космической политики Иван Моисеев. «Остается один редко летающий «Рокот», легкая конверсионная ракета», — пояснил он в беседе с ТАСС.

Так эксперты прокомментировали информацию газеты «Коммерсантъ» об отзыве для проверок всех двигателей вторых и третьих ступеней ракет-носителей «Протон», а также планы Роскосмоса заменить двигатели на третьих ступенях ракет «Союз-У» и «Союз-ФГ», предназначенных для пусков к Международной космической станции.

Международные обязательства

В свою очередь, член-корреспондент Российской академии космонавтики имени Циолковского Андрей Ионин считает, что вместо ракет, двигатели которых были отозваны для дополнительной проверки, можно использовать ракеты-носители, к двигателям которых не имеется претензий.

«Есть ракеты, изготовленные впрок и предназначенные для других пусков. Возможно, в запасе есть ракеты, на которых стоят двигатели из других, более ранних, серий, где проблем нет», — сказал он.

«Единственное, по «Союзу» у нас имеются международные обязательства. Если «Союзы» по программе МКС не будут запускаться, то программу нужно просто закрывать, поскольку без российских «Союзов» ее реализовать невозможно», — считает эксперт.

По мнению Моисеева, отсутствие ракет сразу двух классов должно заставить комиссии, направленные на Воронежский механический завод, работать крайне интенсивно. «Международная космическая станция не потерпит длительных задержек, да и задержки коммерческих запусков на «Протонах» — это прямые финансовые потери. Это может означать только то, что на заводах комиссиям придется работать крайне интенсивно», — говорит он.

Комплексная проблема

Как двигатели для ракет «Протон», так и двигатели для ракет «Союз» изготавливаются на Воронежском механическом заводе. 20 января, после визита на предприятие руководства Роскосмоса, генеральный директор предприятия Иван Коптев подал в отставку по собственному желанию в связи с неудовлетворительной работой и качеством выпускаемой продукции. Эксперты разошлись во мнениях, считать ли обнаруженные неисправности комплексными проблемами производства на Воронежском заводе.

«Судя по тому, что возникли проблемы при запуске «Прогресса» в декабре из-за двигателей, которые были произведены в Воронеже, и что возникли проблемы на «Протоне», это проблема комплексная. Это не связано с какой-то отдельной ракетой-носителем, а касается всего производства на этом предприятии», — считает Железняков.

Моиссев затруднился назвать проблему комплексной, поскольку считает, что для выводов пока еще слишком мало данных. «Нужно получить больше информации о том, что произошло, чтобы ответить на этот опрос», — сказал он.

В свою очередь, Ионин считает, что нельзя «стричь всех под одну гребенку», называя проблему комплексной, учитывая, что неисправности в двигателях «Протона» и «Союза», как и сами двигатели, разные.

По мнению эксперта, выявление проблем в разных двигателях свидетельствует о том, что система контроля изготавливаемой продукции, которую длительное время внедрял Роскосмос, начинает работать. «Это свидетельствует о том, что система качества, которую так долго создавали и со слабостью которой были связаны аварии и критика старого Роскосмоса, если не выстроена до конца, то существенно продвинулась в процессе создания. Возвращение двигателей на завод, их переделка, сдвиг сроков пусков вправо приведет к существенным экономическим потерям, но в любом случае эти потери меньше, чем если бы двигатели использовали во время пуска и произошла авария», — сказал он.

План пусков

Все эксперты сходятся во мнении, что обнаруженные в двигателях неполадки, скорее всего, будут оперативно устранены и график пусков ракет «Протон» будет оперативно восстановлен. В том числе, считают они, проблемы с двигателями «Протона» не должны серьезно сказаться на сроках запуска к МКС нового российского Многофункционального лабораторного модуля (МЛМ), который в графике пусков стоит на декабрь 2017 года.

«Если все ограничится только теми недостатками, которые уже обнаружены, то думаю, что к концу года работа предприятий стабилизируется и график пусков «Протонов» войдет в колею, тогда запуску МЛМ ничего не будет угрожать. Но если будут обнаружены дополнительные проблемы, тогда, наверное, встанет вопрос о возможном переносе запуска МЛМ», — считает Железняков.

«Я надеюсь, что Роскосмос выдержит сроки (запуска модуля — прим. ТАСС), хотя может произойти и сдвижка по срокам на несколько месяцев. До декабря они эту проблему решить обязаны», — отметил Моисеев.

«Я думаю, у Роскосмоса есть вся необходимая информация, чтобы перегруппировать план запусков с нанесением минимального репутационного и финансового ущерба», — подвел итог Ионин.

 25.01.2017
Права на данный материал
принадлежат ТАСС
Материал размещен правообладателем
в открытом доступе на:

Добавить комментарий

Кто хочет, помогая спасти Человечество от исчезновения во вселенной, стать триллионером, регистрируйтесь на сайте mirah.ru!🙂